Новости

«Аська» не подвела

Старенькая добрая «Аська 250» перешла к бате. Ох сколько же с ней было найдено! Служила верой и правдой, а теперь вижу ее, когда приезжаю в деревню к родителям. Отец за компанию гоняет со мной покопать. Ну вот, в очередной отпуск приехал я с женой погостить, а батя как раз обнаружил исчезнувшую деревушку. Запла- нировали на следующий день рвануть разведать.

Погода, конечно, не жаловала, дожди лили уже несколько дней и коп был под угрозой срыва. Но наутро чудом сияло солнышко, хотя прогноз и сулил снова дождь. В восемь часов утра мы были на исчезнувшей деревне — место, конечно, замечательное — травы нет, холмы от домов прекрасно видны. Начали пробивать поселуху, пошли первые монетки, ранние «советы». Мусора было мало, деревня исчезла явно до войны. Через некоторое время попались и царские копейки, это обрадовало: значит, тут не с советских времен поселение.

Время шло к полудню, а у нас на двоих было двенадцать монет. На горизонте появилась и стала стремительно приближаться большая туча. Ливень явно двигался нехилый, и мы решили последние минутки покопать в конце деревушки. Подъехали на самый последний фундамент, выгрузились и шустро задвигались в поиске. Я взобрался на фундамент и сразу выцепил копейку Николая II. Кричу: «У меня «царик»! Отец мне: «У меня тоже «царик», две копейки»!

Я жду, что скажет, какого года монетка, а он пристально рассматривает ее и говорит: «А нет, не царская. Советская, две копейки». Немного помолчав, добавляет: «Странная какая-то, большая». Отец не особо в монетах разбирается. Я про себя думаю: «Да, много находил я этих двушек», и тут батя добавляет: «1925 года».

Я остановился и переспрашиваю: «Какой-какой год?», а в ответ слышу опять: «Двадцать пятый»! Я, думая, что это какая-то ошибка, опять спрашиваю: «Две копейки 1925 года»?! Он трет монету, опять пристально смотрит и подтверждает: «Да». Я не могу поверить, думаю, наверное, ошибается, не рассмотрел. Не выдерживаю, бросаю все и бегу к отцу. Беру монету, не веря, смотрю — и точно, в конце цифра «пять»!

Тут меня прошибло аж до пяток чувство радости... Я осознаю, что это точно та самая монета! Я когда-то думал, что их найти вообще нереально. Спрашиваю: «Ты знаешь, что ты нашел»? Он, улыбаясь, говорит, что нет. Я как заору от счастья: «Это, батя, раритет»!!! Кругами бегаю, ору, как будто сам нашел, отец стоит, улыбается.

Мы даже не заметили, как туча накрыла нас и резко начался дикий ливень. Начали выезжать из деревни. «Ладу-Калину» несет в разные стороны, но, зная навыки вождения отца, я спокоен, видел не раз, как он, словно на ралли «Париж-Дакар», по бездорожью мастерски водит. Впереди показалась плотина, вот она-то меня и напрягла. Машину таскает в разные стороны; один такой занос, и полетим мы с нее, как с обрыва. Но батя снизил скорость и поехал тихо-тихо. Машину кидает, а батя лавирует на тонкой насыпи.

Плотину миновали. Из-за низкой скорости колеса забились грязью, машина не едет, на ровном месте стоим, буксуем, дождь хлещет, как из ведра. Вышли, очистили колеса, тронулись дальше, а впереди ждут нехилый спуск и подъем. Остановились, отец говорит: «Ща прорвемся», и мы пулей слетели вниз, хотя машину сильно кидало в стороны. И такое облегчение наступило, когда «Калина» плавно выбралась наверх, самые сложные участки были позади и можно было насладиться находкой: покрутить, повертеть и рассмотреть ее получше...

«Вот тебе и Garrett ACE 250 — везучая, как всегда», — подумал я в тот момент.

Ну и напоследок, для тех, кто недавно занимается металлодетекторным поиском и не знает о такой монете. Она очень редкая в погодовке Советского Союза, вторая по степени редкости среди двухкопеечных монет за всю историю советской чеканки. Представляет нумизматическую и историческую ценность в любом состоянии. Региональная монета, основной район распространения — Башкирия и прилегающие к ней области. Наша же находка была сделана в Саратовской области буквально недавно, 21 июля 2018 года.

Автор: Алексей Тим
Оригинал статьи опубликован в альманахе "Деньга" №4(24) 2018